You are viewing r_9

Tired of ads? Upgrade to paid account and never see ads again!

Выборгский функционализм: Уно Ульберг (Часть I: Выборгский художественный музей и школа искусств)

« previous entry | next entry »
Aug. 9th, 2006 | 11:26 pm








yourep


yourep



Гуляя по Выборгу, рассматривая городскую архитектуру, трудно не обратить внимание на здания эпохи так называемого "белого" функционализма. В самом деле, постройки эти выделяются из среды не только ритмической строгостью, рафинированностью объемных решений, динамизмом, но и цветом. Почти все здания 1920-1930-хх гг. окрашены по штукатурке в яркий холодно-белый цвет - решение более чем обычное для европейской архитектуры тех лет. Однако, нельзя забывать, что человек, который впервые выступил в Виипури с архитектурой функционализма, совсем не являлся модернистом ортодоксом. Он то как раз вполне обычным не был. Напротив принципы, составляющие основы "современного движения" он толковал более чем вольно, чем, видимо, удивлял многих своих коллег.
Виипури - родной город Ульберга. Здесь находятся основные его крупные постройки. С 1932 по 1936 г. этот человек занимал пост главного архитектора города.
Каждый, кто изучал архитекуру "современного движения" знает: тогда боролись против орнаментов, истроизма и символизма, тогда было принято по возможности игнорировать местную культуру и условия, тогда было принято использовать все новейшие материалы и конструкции. Иными словами архитектура была сведена к в меру безликому и универсальному направлению, сконцентрированному на эстетизации функции и конструкции. Многие архитекторы, только ради того, чтобы быть современными добровольно сковали себя строгими догмами функционализма. Это привело к тому, что из архитектуры постепенно стала выхолащиваться духовная составляющая, исчезало какое-то таинство, момент искусства.
Ульберг превращаться в бездумного подражателя Корбюзье и Весниных не хотел. Не хотел он и просто так играть, как в кубики, в штамповые приемы модернизма. У него в голове сложился свой, особый подход. И связанно это, мне кажется, не с желанием как-то выделиться или привычкой идти немного в стороне, а с глубоким пониманием автором принципа архитектурной преемственности, истории и роли архитектора в историческом городе, где рядом "живут" средневековые крепости и бастионы, русский строгий классицизм, финский национальный романтизм и другие направления.
Принимая некоторые общие композиционно-конструктивные приемы модернизма, Ульберг не собирался добровольно отказываться от симметрии, орнамента, колоннад и антаблементов. Особоенно интересовал проектровщика такой элемент как проем с арочной перемычкой. У него на фасадах, в противовес всем известным модернистам, можно запросто обнаружить такие окна и двери.
Ульберг старался, по-возможности, использовать самые современные конструкции. Например, его здание гороского Ломбарда решено в полностью монолитном железобетонном каркасе с самонесущими фасадными стенами. Узел сопряжения несущих стоек каркаса с неразрезными политами перекрытий решен в характерной для того времени манере - через "грибовидную" капитель. Призма капители содержит большое количество рабочей арматуры, через которую осуществляется перевязка горизонтальных арматурных каркасов в перекрытии с вертикальными каркасами колонн. Очертания "грибов" выбраны, исходя из графика распределения усилий в конструкции от нагрузки. Сечения несущих колонн-"грибов" уменьшаются с каждым верхним этажом - это связано с нарастанием усилий к нижней части здания, - это живое свидетельство максимально рационального подхода к проектированию. Такая конструкция получила широкое распространение в архитектуре промзданий первой половины XX в. Ульберг проектирует каркас для изготовления в деревянной опалубке. Доски набиваются в щиты с особой тщательностью - сегодня на перекрытиях можно наблюдать красивую и ровную фактуру древесины.
Каркаснах схема позволила архитектору прорезать в фасаде непрерывные ленточные окна от края до края.
Другое произведение Ульберга (кстати, мое любимое здание в Выборге), о котором пойдет речь, Здание Городской картинной галереи и школы искусств занимает особое место в архитектурне города. Место для здания было выбрано знаковое - бастион Панцерлакс (Pantsarlahti), который сохранился от массивных укреплений Pоговой крепости, возведенной во времена Эрика XIV и Юхана III . Хотелось бы верить, что эта уникальная градостроительная идея принадлежала изначально именно Ульбергу. В качестве заказчика выступало Общество искусств Виипури. договор был заключен в 1928 г. Через год началась стройка, а сдан объект был аккурат к сороковой годовщине Общества искусств, в 1930 г.
Как говорил один знакомый всем мастер: "в любой постройке важны 3 составляющие: место, место и ещё раз место" :) Здесь все сложилось просто удивительно: белоснежный точеный объем здания Ульберга эффектно контрастирует с мощными подпорными стенами старого басиона, колоннада здания, замыкающая сложный по форме двор обращена в сторону порта и парадно завершает городскую застройку с Юга. Кроме того, Уно превращает свой дом в огромные "ворота", пропилеи - портал, зажатый между двумя находящимися под углом друг к другу глухими торцами 2-х корпусов. К "пропилеям" он подводит со стороны города широкую лестницу.
Автор задумал расположить главные группы помещений в прямоугольных в плане крыльях, помещенных по обе стороны от "ворот" и замкнутых со стороны воды криволинейной галерей-"антаблементом" с арочными проемами, поставленной на стройные колонны. Автор создает, таким образом, монументальную симметричную осевую композицию. В восточном крыле - музей, в западном - школа. К музейному крылу Ульберг, совсем не боясь разрушить сформированную ось, пристегивает залы и развитой блок вспомогательных помещений, довольно непростой по объемному решению. Там же он ставит мощную трубу, также немного "сбивающую" активную симметрию.
Концепция родилась не сразу. Первый вариант проекта был более простым: здание решалось также с внутренним двором, но прямоугольной формы. Прорисовка была более сухая, напоминавшая обычный функционализм.
Обдумав более внимательно функцию и местоположение здания, Ульберг решает дать волю чувствам. Он усложняет план и дает эффектную, решенную в современных пропорциях колоннаду, ненавязчиво, ассоциативно отсылающую к классике. Автор решает использовать свои любимые арочные перемычки, французские балкончики. Он также вводит в здание скупую, но одухотворяющую формы орнаментальную пластику - меандровый поясок под карнизом, упрощенные намеки на триглифы в колоннаде, сандрик на кронштейнах над проемом "ворот". Все это делает образ здания утонченным, поэтичным, не мешая ему при этом быть современным.


Hosting by: yourep.com: upload, organize, share photos


Панорама площади: белоснежный объем музея на древних стенах Панцерлакса.

yourep



Вид из двора на монументальный проем. Круглые функционалистские окна по обе стороны. Дворовые фасады, как и полагается в функционализме решены по разному - от функции, от интерьера.

yourep



Орнаментика на перекрытии проема "вотрот"

yourep



Типичный для функционализма французский балкончик. Вид из-под колоннады.

yourep


yourep


Дворовый фасад музейного крыла. Вот они - арочные окошечки, которые так любил Уно.

yourep



Колоннада. Конечно же, фасад не симметричен - это функционализм - окна и балконы там, где они и должны быть, никакой догматики.

yourep



Вид на южную окраину города. Видна сторожевая башня.

yourep



Довольно развитые подсобки и зал. Такие окна, лесенки и ограждения мы можем видеть и у Аалто. Но у него мы не можем видеть такого "мостика", как на заднем плане. Фасад залов решен перфорацией, на школьной стороне окна абсолютно иные - широкие, все-таки для художественных классов.


yourep

yourep


Шикарный козырек.

yourep


Вид на "пропилеи". Супер минимализм.

yourep


yourep



Изящно решенный сандрик.

yourep
yourep.com: upload, organize, share photos



Вид от подножия старого бастиона. Очень живописные подпорные стены...

yourep



Ещё одна панорама. Спарва тоже работа Ульберга (о ней - позднее)

yourep



А вот и окна школьного крыла. Сразу видно - окна студий. Форма проемов
очень незаурядная. Это не просто обычнве "лежачие окна"

yourep


Фото и текст мои. (с) 2006
Хостинг изображений лбезно предоставлен yourep.com: upload, organize, share photos

Спасибо за внимание!

Link | Leave a comment | Share

Comments {22}

(no subject)

from: romodin
date: Aug. 10th, 2006 05:18 am (UTC)
Link

Спасибо за интересный материал.

Это, на мой взгляд, одна из самых интереснейших построек Ульберга в Выборге и несмотря на то, что правое крыло было серьезно разрушено во время войны в 1944-м, здание было достаточно хорошо восстановлено и перестроено архитектором Борисом Соболевым в 1970-е гг. - "шикарный козырек" это уже его работа. На довоенных фотографиях там не было козырька.

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 10th, 2006 07:16 am (UTC)
Link

"шикарный козырек" это уже его работа. На довоенных фотографиях там не было козырька.

Приходила мне эта мысль в голову. Уж слишком "семидесятная" форма у козырька. :) Про восстановление я знал - прочитал на том замечательном сайте, но упоминать об этом как-то не захотелось - я представляю, что там понаделали внутри... :( Ведь сейчас там живет Ленгражданпроект. Даже одно такое название уже вызывает у меня смертельную тоску...
В толще бастиона помещается небольшое кафе...я, кстати, так и не собрался туда зайти :)

Reply | Parent | Thread

(no subject)

from: romodin
date: Aug. 10th, 2006 06:07 pm (UTC)
Link

"В толще бастиона помещается небольшое кафе" - это бывший пороховой погреб XVIII века при бастионе. До войны его передали ассоциации выборгских художников.

А Ленгражданпроекту принадлежит и расположенная поблизости еще одна постройка Уно Ульберга - бывшее здание немецкого и шведского лютеранского прихода, построенное в 1932 году.

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 13th, 2006 07:35 pm (UTC)
Link

Извините, что ответил с большим перерывом. Насчет вашего вопроса: обязательно публикуйте всё, что сочтете интересным! Если что-то будет дублироваться, думаю, это не страшно. :) Тем более, что ваш журнал читает намного больше людей. Кстати, в этот раз я не снимал портовые постройки, так что эти материалы точно повторятся не должны.

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 16th, 2006 09:47 am (UTC)
Link

Эх, столько всяких забот, что я умудрился только теперь найти время, чтобы ответить. Спасибо большое за приглашение. Я с большим удовольствием присоединюсь. Давайте как-нибудь свяжемся, чтобы договориться о поездке более точно. Можно по e-mailу: r-9@bk.ru Пишите!

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 10th, 2006 07:20 am (UTC)
Link

Прочитал то, что Вы написали дополнительно. Очень радостно. Это прекрасная мысль. Надеюсь, все пройдет отлично. Если я могу хоть чем-то помочь, напишите. Буду рад.

Reply | Parent | Thread

ursus_rossicus

(no subject)

from: ursus_rossicus
date: Aug. 10th, 2006 01:09 pm (UTC)
Link

Спасибо! Замечательная архитектура! Интереснейший образец ар деко!

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 10th, 2006 02:10 pm (UTC)
Link

Скоро и готика подоспеет :)

Reply | Parent | Thread

Ардалiонъ

(no subject)

from: ardalyon
date: Aug. 10th, 2006 07:52 pm (UTC)
Link

спасибо!
очень он мне нравиться - каждый раз, как в Выборге бываю - к нему хожу.... а вот истории его как-то не знал

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 20th, 2006 06:39 pm (UTC)
Link

Я сам впервые узнал о нем во время небольшой экскурсии, которую провел для меня и ещё нескольких человек преподаватель ЛИСИ, ценитель функционализма, замечательный архитектор Кельх Г. Г. Он тогда очень кратко рассказал об этом здании, так как время было сильно ограничено, но прогулка та запомнилась мне надолго. Теперь, каждый раз когда приезжаю в Выборг, как и Вы, посещаю этот "храм" искусства.

Reply | Parent | Thread

Дворник

(no subject)

from: yardkeeper
date: Aug. 15th, 2006 04:52 am (UTC)
Link

когда мы с женой были в Выборге, она почти час бегала с фотоаппаратом вокруг этого здания. больше, наверное, ничего в городе не произвело такого впечатления - ну, разве что замок и Монрепо.
Спасибо за обстоятельный архитектурный очерк (а то бы я, темный человек, до конца жизни думал, что это постройка Алвара Аалто )))

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 20th, 2006 06:36 pm (UTC)
Link

думал, что это постройка Алвара Аалто

Интересно, что так подумали ещё несколько человек. Тут, в принципе, ничего удивительного нет... Слишком уж велик авторитет великого господина Аалто. Сколько он построил... не перечесть.

Reply | Parent | Thread

Ёжик

(no subject)

from: yozhik_
date: Aug. 20th, 2006 06:10 pm (UTC)
Link

А как сложилась судьба Ульберга после войны?
Строил ли он где-нибудь, кроме Выборга?

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 20th, 2006 06:32 pm (UTC)
Link

Дело в том, что Ульберг относился к поколению архитекторов, пришедших к функционализму в достаточно зрелом возрасте, с большим профессиональным опытом за плечами. Когда он создавал свои знаменитые функционалистские работы ему было уже за 50 лет. Быть может именно возраст, именно старая выучка привели к формированию у автора историизирующего взгляда на функционализм.
До конца войны Ульберг не дожил, он скончался на 66-м году жизни в Хельсинки, куда он переехал ещё в 1936 г. После переезда в Хельсинки Уно работал для Министерства Здравоохранения Финляндии. Думаю, это было связано с огромным его опытом в области строительства лечебных учреждений. В Выборге он создал несколько крупных больниц различного профиля и, вероятно, отлично отработал приемы больничной технологии. Известна его значительная градостроительная разработка - проект восстановления Выборга, который он предложил в 1941 г. В это время город опять ненадолго перешел к Финляндии. Планировчная идея так осталась нереализованной. Кажется, это последняя значительная работа Ульберга.

Reply | Parent | Thread

Ёжик

(no subject)

from: yozhik_
date: Aug. 20th, 2006 06:56 pm (UTC)
Link

Спасибо.

Reply | Parent | Thread

goodwin45

(no subject)

from: goodwin45
date: Oct. 19th, 2006 07:02 pm (UTC)
Link

У меня есть об Ульберге немного. Его творения сохранились также в Сортавале. Я пока вывесил первую часть со всеми сортавальскими постройками Ульберга. Фоты через месяц надеюсь бновить хорошим фотоаппаратом.
http://goodwin45.livejournal.com/82782.html
Выборгские постройки Ульберга пока еще не все отщелкал. Мало пока информации. Но чуть позже будет значительно больше. Хотелось бы сделать отдельные странички по каждому зданию.

Reply | Parent | Thread

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 27th, 2006 03:36 pm (UTC)
Link

Постараюсь выкладывать что-нибудь из новостроек. У нас, в принципе, появляются достойные объекты.

Reply | Parent | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Aug. 27th, 2006 01:02 pm (UTC)
Link

Спасибо! Рад, что понравилось. А каков объект... Очень интригует.

Reply | Parent | Thread

Катерина Блиновская

(no subject)

from: blik_art
date: Oct. 10th, 2006 10:05 am (UTC)
Link

Большое спасибо за этот пост и за такой прекрасный и информативный журнал!

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Oct. 11th, 2006 07:01 am (UTC)
Link

Спасибо Вам за интерес к теме! Мне давно хотелось написать что-нибудь об этом выразительном здании. Все никак было не выкроить времени :)
В своем журнале я пишу не слишком много. В основном добавляю какие-то материалы в сообщество ru_sovarch. Его читает относительно большое количество людей.

Reply | Parent | Thread

Полиграфовна

(no subject)

from: lya_lya_fa
date: Oct. 10th, 2006 02:41 pm (UTC)
Link

Между прочим, здание это построено по канонам языческих алтарей, храмов. Нутири все испищрено ходами, узкими каридорами: из одного крыла можно попасть в другое, пройдя по нескольким этажам.
какое-то время там была общага для семей инженеров. довольно любопытно представить веревки с больем, натянутые внутри этого великолепия.
спасибо за внимание к зданию. Восемь лет жила в Выборге, мне приятно=)

Reply | Thread

Александр Стругач

(no subject)

from: r_9
date: Oct. 11th, 2006 07:05 am (UTC)
Link

Спасибо за внимание!

какое-то время там была общага для семей инженеров

Вот такое вот "приспособление" по-советски очень сильно настораживает. Боюсь, многие интерьеры пришли в не самый приглядный вид.
Слава Богу, что приспособлением и реконструкцией занимался арх. Б. Соболев - человек, как мне представляется, с очень неплохими способностями.

Восемь лет жила в Выборге, мне приятно=)

Здорово... наверное, знаете каждый укромный уголок города. :)

Reply | Parent | Thread